Программа повышения квалификации «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ СТУДЕНТОВ - ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» разработана на основе профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н).

Одной из целей социальной политики в РФ является обеспечение доступности и качества любого уровня образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с наличным уровнем способностей и специфичностью их образовательных потребностей.

В работе со студентами, имеющими ограничения по здоровью, современные вузы используют личностно-ориентированный подход, который реализуется с помощью различных методов в построении образовательного процесса и непосредственном взаимодействии преподавателей с этими студентами. Однако, эта практика не носит пока системного характера, что возможно, связано с незавершенностью работы по созданию безбарьерной среды. Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2030 годы направлена, в частности, на: повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам, устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, в том числе через создание в вузе специальных условий обучения, обеспечивающих не только безбарьерную, но адаптивную среду образования, без которой невозможно нормальное освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ (остаточный уровень информационно-технического, методического оснащения образовательного процесса).

Студентов с ограничениями по здоровью характеризует ряд отличительных особенностей, влияющих на качество их жизни. К ним можно отнести: степень удовлетворенности жизнью; субъективная витальность, или ощущение отражающее полноту жизненных сил и энергии человека; оценка самоэффективности; восприятие сложности учебных проблем; осмысленность жизни; стрессоустойчивость; предпочитаемые способы решения повседневных проблем; мотивация учебной деятельности; толерантность к условиям неопределенности; восприятие социально- психологического климата в группе; межличностное восприятия в группе; степень напряжения при социально-психологической адаптации.

Именно эти проблемы могут стать предметом педагогического взаимодействия преподавателя как индивидуально с отдельными студентами, так и с академической группой, коллегами-преподавателями, работающими с этими студентами.

Инклюзивный образовательный процесс в вузе расширяет круг профессиональных задач профессорско-преподавательского состава, требуя специальной подготовки преподавателя. Эта подготовка должна обеспечивать формирование у преподавателей компетентности в области решения следующих проблем:

  • построения взаимодействия преподавателя со студентом с ОВЗ, с учетом его образовательных потребностей;

  • корректировки и создания программных и учебно-методических материалов;

  • проектирования образовательного процесса с учетом особенностей образовательных потребностей студентов.

Предлагаемая программа повышения квалификации ППС вузов спроектирована с учетом реальных трудностей преподавателя, которые существуют в образовательном процессе и актуализируются в условиях инклюзивного образовании, новых профессиональных задач, в том числе и педагогических, а также с учетом требований профессионального стандарта при определении содержания подготовки и аттестационных процедур по программе.